trombone (итал., франц, англ.), Posaune (нем.)

От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы —
особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант
изменяет объём заключённого в инструменте воздуха,
таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического
звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Как и на
других медных духовых
инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение
гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины
столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.
При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает
инструмент. На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы),
каждая из которых понижает строй инструмента на полтона.


Диапазон тромбона — от G1 до f² с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме
ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля. Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его партия всегда
записываются в соответствии с действительным звучанием.
Тромбон обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный
инструмент. На тромбоне возможно использование сурдины, особый
эффект —глиссандо — достигается скольжением
кулисы.
Один из лучших тромбонистов нашего времени Кристиан Линдберг
исполняет две пьесы из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева: "Танец
рыцарей" и "Джульетта -
девочка"
Появление тромбона относится к XV веку. За время своего
существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в
своей конструкции. Принято считать, что непосредственными
предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на
которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента,
таким образом получая хроматический звукоряд. Такие
трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая
сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать
сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую
хроматизм и вибрато.
Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны,
назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от
себя). Они были меньше
современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей
по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых
подражали: сопрано, альт, тенор и бас.

Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров.
Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII
веке практически современных инструментов, к которым в это время уже
стало применяться итальянское слово trombone.
К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была
церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование
певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон
становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав
оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на
сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было
играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в
высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим
тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр,
оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. В эпоху романтизма
композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона.
Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и
величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части
Траурно-триумфальной симфонии.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и
совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал
весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него
многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон
занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов
происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и
вышедшим из употребления разновидностям тромбона.
Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих
семейство. В наше время в основном используется основной представитель
семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом
«тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто
слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются
реже, сопрановый и контрабасовый — почти не
используются. Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора +
1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба
высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских
туб).
В исполнении Кристиана Линдберга и Хакана Харденбергера (труба) послушайте "Арию с цветком" из оперы Бизе "Кармен"
Выдающиеся тромбонисты: Кристиан Линдберг, Глен Миллер, Анатолий Скобелев, Владислав Блажевич, Вячеслав Назаров, Максим Пиганов, Виктор
Сумеркин, Александр Лихоносов, Андрей Шипилов.
Домашнее задание:
1. Сыграйте фрагменты из оркестровых произведений. Обратите внимание на количество инструментов, исполняющих партию



Комментариев нет:
Отправить комментарий