воскресенье, 4 декабря 2016 г.

банк тестов, таблиц

Тесты, таблицы:

Викторины:

таблицы:
Приложения:


симфонический оркестр

Расположение групп музыкальных инструментов симфонического оркестра

Интересно, но факт...
Ученый- физик Альберт Эйнштейн, ломая голову над сложнейшими вопросами, обычно играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!» 

                               Структура симфонического оркестра








       
         Оркестром в Древней Греции называли место, предназначенное для хора (греч. орхеомай – танцую). В настоящее время оркестром называется определенный состав музыкальных инструментов, образующих органичное целое на основе глубокой внутренней взаимосвязи тембров друг с другом. Музыкальная практика выработала различные типы оркестров. Каждый имеет определенный состав инструментов и разное их количество. Основные типы: оперно-симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джаз- оркестр.
          Симфонический оркестр в свою очередь имеет разновидности. Камерный оркестр (10 – 12 человек) создается для исполнения старинной музыки тем составом, для которого она была написана (Бранденбургские концерты Баха, Concerto grosso Вивальди, Корелли, Генделя). Ядро камерного оркестра составляет струнная группа с добавлением клавесина, флейты, гобоя, фагота и валторн. Обращение к камерному оркестру в современной музыке связано либо с поисками новых выразительных возможностей (Шостакович. Опера «Нос», 14 симфония, А.Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок и камерного оркестра 1977 год), либо объясняется практическими соображениями. Подобные обстоятельства оказались решающими при создании И. Стравинским «Истории солдата» в 1918 году: «…наша постановочные средства были весьма скудны… я не видел другого выхода, кроме как остановиться на таком составе, который бы включал наиболее характерные инструменты высокого и низкого регистров. Из струнных – скрипка и контрабас, из деревянных – кларнет и фагот, из медных – труба и тромбон и, наконец, ударные, с которыми управляется один музыкант».
       Струнный оркестр состоит из смычковой группы оркестра  (Чайковский. Серенада для          струнного  оркестра, Оннегер. Вторая симфония).
          К концу XVIII века, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта и появились первые симфонии Бетховена, сложился малый (классический)(МСО) оркестр. Его состав:
струнная группа            деревянные духовые                  медные духовые                             ударные
    скрипки   I                           флейты 2                                валторны 2 – 4                          литавры 2 – 3
    скрипки II                            гобои 2                                     трубы 2
    альты                                  кларнеты 2
    виолончели                        фаготы 2
    контрабасы







          Й. Гайдн. Симфония "Часы", часть II
          Во второй половине XIX века закрепился большой симфонический оркестр(БСО).Главный отличительный признак большого оркестра от малого – присутствие трёх тромбонов и тубы (квартет «тяжёлой меди»). Для создания динамического равновесия количество исполнителей в струнной группе увеличивается.
                                      малый оркестр                                большой оркестр
скрипки   I                           4 пульта                                      8 – 10 пультов       
скрипки II                            3 пульта                                      7 – 9 пультов
альты                                    2 пульта                                      6 пультов
виолончели                          2 пульта                                      5 пультов
контрабасы                          1 пульт                                        4 – 5 пультов
          В зависимости от количества деревянных духовых инструментов различают несколько составов большого симфонического оркестра.
Парный или двойной состав, в котором по 2 инструмента каждого семейства 
                      Шуберт. Симфония h-moll.
                      Глинка. Вальс-фантазия.
                     Чайковский. Симфония №1.
Тройной состав, в котором по 3 инструмента каждого семейства:
                     Лядов. Баба – яга.
                     Римский-Корсаков. Оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».
Четверной состав: 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 4 фагота.
Как исключение встречается одинарный состав:
                     Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
                     Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери».
Возможен промежуточный состав:
                     Римский-Корсаков. «Шехеразада».
                    Шостакович. Симфонии 7, 8, 10.
                    Чайковский. Симфония №5. Увертюры «Франческа да Римини», Ромео и Джульетта».
Организация симфонического оркестра заключается в объединении родственных инструментов в группы. Их пять:
Струнные смычковые инструменты - archi
Деревянные духовые инструменты –  fiati (legno)
Медные духовые инструменты -       ottoni
Ударные инструменты -                       percussi
Клавишно-щипковые инструменты.
Домашнее задание:
1. Определите состав оркестра по данной полной партитурной строке:







2. Найдите и запишите в тетрадь информацию о составе оркестра, использованного в в следующих произведениях: Римский-Корсаков "Шехеразада", Глинка "Арагонская хота", Чайковский "Франческа да Римини"
3. Найдите информацию о составе оркестра в опере Монтеверди "Орфей"
4. Определите расположение американскую посадку симфонического оркестра:




Медиатека сервисов

Медиатека    сервисов      Для того, чтобы молодежь хотела учиться и делала это с удовольствием, педагогу нужно помнить, что именно о...