contrabasso (итал.), contrabasse (франц.), Kontrabasse (нем.)

"Композиция без баса невнятна и
полна
диссонансов"
Джозеффо
Зарлино
Контрабас — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и
самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных
музыкальных инструментов, объединяющий в себе
черты скрипичного семейства и семейства виол.


Четыре струны контрабаса (реже три или пять) настраиваются по квартам.
Диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.

Практически применяемый диапазон контрабаса сравнительно невелик:
от E1 (ми контроктавы) до h1 (си первой октавы). В сольных виртуозных
сочинениях могут использоваться и более высокие
звуки. Партия контрабаса пишется в басовом, теноровом, реже ― скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.
Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром.
Поскольку низкие частоты распространяются на сравнительно небольшое
расстояние, контрабас редко используется в
качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало
контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём
и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для
сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые
инструменты с бархатным, мягким звучанием.
Тембр первой струны контрабаса, особенно по мере удаления от
порожка (высокие ноты), жидковат и напоминает звук детской виолончели.
Тембры других струн более густые. Особенно
плотным, хрипящим тембром отличается струна Е. Высокие звуки
контрабаса крайне жидки и применяются в качестве специального эффекта.
Аккорды на контрабасе применяются редко, а если и применяются,
то больше с открытыми струнами. Флажолеты звучат прекрасно.
Pizzicato на контрабасе звучит мягко, бархатно и гулко.
Настоящий контрабас впервые был упомянут в 1566 году.
Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую
виолу. Она обладала пятью струнами и ладами на
грифе.

В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на
её основе сконструировал новый
инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов,
однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к
грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у
инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди
современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им
обладающий).
Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году,
однако затем долго не использовался. Лишь с середины XVIII века
контрабас становится обязательным участником
оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы,
выступавшие с сольными концертами -значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико
Драгонетти. С развитием исполнительской техники
стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом
четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы,
используемые раньше, вышли из употребления. Для более яркого
звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на
один тон (это «сольный строй»).
В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист
Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом»,
однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения
не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной,
настроенной на C1 (до контроктавы), либо
специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и
позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

На контрабасе играют стоя (как правило, солисты) или сидя на высоком
табурете (преимущественно в оркестре), ставя инструмент перед собой.
Высота инструмента регулируется длиной шпиля.
Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако
из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу)
техника игры на контрабасе значительно ограничена:
большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют
исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо
звучит пиццикато.
Основная сфера применения контрабаса — симфонический оркестр, в
котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового
фундамента. Контрабас также иногда
используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему
жанрах. В рокабилли и сайкобилли контрабас используется вместо
бас-гитары, причём
играют практически всегда слэпом — за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника — успешно заменяет её.
Контробасисты-виртуозы: Йозеф Кемфлер, Джованни Боттезини, Сергей
Кусевицкий, Чарльз Мингус, Людвиг Страйчер, Гэри Карр, Барри Гай, Франк
Райнеке.
Домашнее задание:
!. Посмотрите очень интересные фильмы о контрабасе и контрабасистах
2. Играйте партии контрабаса из знакомых партитур:

Комментариев нет:
Отправить комментарий