контрабас

contrabasso (итал.), contrabasse (франц.), Kontrabasse (нем.)


"Композиция   без   баса  невнятна   и  полна                                                               диссонансов"
Джозеффо Зарлино

Контрабас — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. 







 Четыре струны контрабаса (реже три или пять) настраиваются по квартам.
Диапазон от E1  (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше. 
  Практически применяемый диапазон контрабаса сравнительно невелик: от E1 (ми контроктавы) до h1 (си первой октавы). В сольных виртуозных сочинениях могут использоваться и более высокие звуки. Партия  контрабаса пишется в басовом, теноровом, реже ― скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.
     Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром. Поскольку низкие частоты распространяются на сравнительно небольшое расстояние, контрабас редко используется в качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием.
     Тембр первой струны контрабаса, особенно по мере удаления от порожка (высокие ноты), жидковат и напоминает звук детской виолончели. Тембры других струн более густые. Особенно плотным, хрипящим тембром отличается струна Е. Высокие звуки контрабаса крайне жидки и применяются в качестве специального эффекта. Аккорды на контрабасе применяются редко, а если и применяются, то больше с открытыми струнами. Флажолеты звучат прекрасно. Pizzicato на контрабасе звучит мягко, бархатно и гулко.  
     Настоящий контрабас впервые был упомянут в 1566 году. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами и ладами на грифе. 




В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).
     Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году, однако затем долго не использовался. Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами -значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти. С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы, используемые раньше, вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).
    В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

На контрабасе играют стоя (как правило, солисты) или сидя на высоком табурете (преимущественно в оркестре), ставя инструмент перед собой. Высота инструмента регулируется длиной шпиля. 
Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограничена: большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо звучит пиццикато.
    Основная сфера применения контрабаса — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах. В рокабилли и сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом — за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника — успешно заменяет её.
   Контробасисты-виртуозы: Йозеф Кемфлер, Джованни Боттезини, Сергей Кусевицкий, Чарльз Мингус, Людвиг Страйчер, Гэри Карр, Барри Гай, Франк Райнеке.

 
Домашнее задание:
!. Посмотрите очень интересные фильмы о контрабасе и контрабасистах


2. Играйте партии  контрабаса из знакомых партитур:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Медиатека сервисов

Медиатека    сервисов      Для того, чтобы молодежь хотела учиться и делала это с удовольствием, педагогу нужно помнить, что именно о...