понедельник, 17 августа 2015 г.

инструменты народного оркестра

Раздел 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов

Тема 1. История создания и развития оркестра русских народных инструментов
Образование в IХ веке Киевской Руси. Киев становится экономическим и культурным центром всех восточно-славянских земель. Период становления русского музыкального искусства. Песни календарного цикла. Инструментарий древних славян.
Скоморошество в Киевской Руси как явление массовое. Распространение ансамблевой игры. Гонения скоморохов представителями церкви, разгром скоморошества.
Музыкальный инструментарий киевских скоморохов. Образцы старинных гуслей (археологические раскопки в Новгороде в 1951–1962 годах). Старинный гудок. Духовые инструменты Киевской Руси — свистковая флейта, свирель, кугиклы, деревянные трубы, пастушеский рог.
Искусство новгородских скоморохов. ХIV–ХV век — первые упоминания о домре, ставшей в ХV веке таким же популярным инструментом у скоморохов, как и гусли с гудком. Большой популярностью пользовались шлемовидные гусли. Развитие искусства колокольного звона в Новгороде.
ХVI век — вершина развития искусства скоморохов. Деятельность Государевой потешной палаты и ее значение. Инструментарий Государевой потешной палаты. XVII век — гонения на скоморошество, гибель Государевой потешной палаты. Скоморошество как явление огромной общественной значимости.
ХVIII век — широкое распространение в городском быту получили прямоугольные гусли, жалейка. Роговые оркестры в России. Распространение в ХVIII веке прямоугольных гуслей, гудка, волынки и балалайки. Звучание их в ансамблевом сочетании.
ХIХ век — выход в свет сборника народных скоморошьих напевов Кирши Данилова. Появление в 30-х годах прошлого столетия в России гармоники и развитие городского фольклора. Развитие производства гармоник.
Хор владимирских рожечников Николая Кондратьева.
Деятельность В.В. Андреева по созданию ансамбля балалаечников, а затем и оркестра русских народных инструментов, названного впоследствии «Великорусским». 
Сподвижники В.В. Андреева — мастер Г. Налимов, композитор Н. Фомин, Ф. Ниман и другие. Заслуги Андреева перед нашей родиной. Творческие традиции Андреева. В 1919 году начал свою работу Первый московский великорусский оркестр, который в 1936 году становится Государственным оркестром народных инструментов СССР. Руководили коллективом в свое время Петр Алексеев, Николай Голованов, Николай Осипов, чье имя было присвоено коллективу в 1946 году. В 1979 году коллектив возглавил Николай Калинин. Расширение репертуара оркестра — звучат произведения Николая Будашкина, Павла Куликова, Александра Холминова, Павла Барчунова, Юрия Шишакова и других композиторов.
Инструментарий оркестра имени Н. Осипова.
Репертуар оркестров русских народных инструментов — классический, народный, оригинальный. Ведущие оркестры русских народных инструментов в нашей стране.
Муниципальный оркестр русских народных инструментов города Тюмени.

Прочитать:
1. лекции -тема 3 История развития оркестра народных инструментов
3.народный оркестр шишакова


Тема 2. Партитура оркестра русских народных инструментов
Определение понятия «партитура». Разновидности партитур. Состав Российского государственного академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Осипова, его характерные особенности. Состав государственного академического оркестра русских народных инструментов имени В.В. Андреева.
Литература:
1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
2. Мальтер, В. Таблицы по инструментоведению / В. Мальтер. — М., 1972.
3. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. — М. : Сов. композитор, 1974.
4. Благодатов, Г. Русская гармоника / Г. Благодатов. — М. ; Л., 1960.
5. Блок, В. Оркестр русских народных инструментов / В. Блок. — М. : Музыка, 1986.
6.Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
7. Вольфович, В. Русские национальные музыкальные инструменты : устные и письменные традиции / В. Вольфович. — Челябинск, 1995.
7. Имханицкий, М. У истоков народной музыки / М. Имханицкий. — М. : Музыка, 1987.
8. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. — М. : Советский композитор, 1983.
9. Пересада, А. Оркестры русских народных инструментов / А. Пересада. — М. : Сов. Композитор, 1983.
Прочитать:
1. лекции -тема 3 История развития оркестра народных инструментов
3.народный оркестр шишакова
4.Тест по теме №3
Тема 3. Тема 3. Группа домр
Исторические сведения о домре. Распространение получила в основном у скоморохов. Точка зрения А. Фаминцина, Н. Привалова о происхождении и развитии домры. Первое упоминание о домре относится к ХVI веку в поучениях митрополита Даниила. Документы Государевой потешной палаты. Бесспорным остается факт существования домры в ХVI–ХVII веках как струнного инструмента, факт существования трех разновидностей домр и факт распространения домры в среде скоморохов. 

Высокий уровень исполнительства на домре. Сольное и ансамблевое исполнительство на домре.
Две группы домр: трехструнные и четырехструнные. Строй, диапазон, приемы игры на домре.
Выдающиеся исполнители на трехструнной и четырехструнной домре.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Вольфович, В. Русские национальные музыкальные инструменты : устные и письменные традиции / В. Вольфович. — Челябинск, 1995.
3. Имханицкий, М. У истоков народной музыки / М. Имханицкий. — М. : Музыка, 1987.
4.1.Тест по домре


Тема 4. Группа балалаек. Гусли.
Историческая справка о балалайке. Возникновение балалайки во второй половине ХVIII века. Раннее упоминание о балалайке встречается в одном из стрелецких приказов 1688 года. Сведения о балалайке имеются в Реестре Петра I, изданном в 1714 году. Лубочные картинки с изображением балалайки «Мыши кота погребают». Одно из первых описаний балалайки сделано в 1770 году Якобом Штелиным, а затем С. Тучковым. Характеристика старинной балалайки.

Появление третьей струны у балалайки (для усиления аккомпанирующего голоса) и развитие музыкально-исполнительской сферы. В середине 80-х годов петербургский мастер Ф. Пасербский, по указанию В. Андреева сконструировал балалайку с хроматическим звукорядом, а затем создал семейство разновидностей балалаек.
Характеристика современного вида инструмента: строй, диапазон, приемы игры, технические и художественные возможности.
Гусли — разновидности. Звончатые, щипковые, клавишные. Характеристика современного вида инструмента: строй, диапазон, приемы игры, технические и художественные возможности. Особенности записи арпеджио.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
3. Речменский, Н. Массовые музыкальные народные инструменты / Н. Речменский. — М., 1963.
4. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. — М. : Сов. композитор, 1974.
5. Шишаков, Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. — М., 1965.
Прочитать:
1. лекции -тема 4 Инструменты основных групп оркестра (домры, балалайки)
3.народный оркестр шишакова
3.Контрольные задания см. по Ю.Шишакову:домры, балалайки, гусли.

Тема 5. Группа баянов и гармоник
Баян — сольный и оркестровый инструмент, прошедший определенную стадию развития и творческих экспериментов. Новые модели и схемы значительно расширили технические и художественные возможности инструмента.
Первые образцы ручных и губных гармоник появились в 30-е годы прошлого столетия в России.

Деятельность Николая Ивановича Белобородова, музыканта — патриота, дирижера и руководителя первого в России оркестра гармонистов.
Виды оркестров баянистов.
Количественный и качественный составы оркестров баянистов.
Понятия «Оркестр баянов» и «Оркестр гармоник». Разновидности гармоник.
Литература:
1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
2. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. — М. : Советский композитор, 1983.
Тема 6. Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов
Характеристика группы ударных инструментов русского народного оркестра. Две основные группы ударных инструментов. Технические и художественные особенности ударных инструментов русского народного оркестра.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. — М., 1962.
Тема 7. Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов
Роль эпизодических инструментов в партитурах русского народного оркестра.
Прочитать:
1. лекции -тема 5 Инструменты основных групп оркестра (баяны, гармоники, ударные инструменты народного оркестра)
3.народный оркестр шишакова (до 15 параграфа)
4.Контрольные задания см. по Ю.Шишакову: баяны, ударные.



Раздел 3. Закономерности инструментовки и переложения.
1.1. Оркестровая фактура.Вертикальный, горизонтальный анализ партитуры.
Анализ клавира.
Прочитать:


Раздел 3. Закономерности инструментовки и переложения.
Фразировка в клавире и партитуре. Сокращение нотного письма.
«Расшифровка» левой клавиатуры баяна.
Инструментовка произведений предполагает определенный порядок в работе.
Приемы оркестровки. Правила записи голосов оркестра.
Инструментовка для группы домр.
Инструментовка для группы балалаек.

Прочитать:

3.народный оркестр шишакова

Домашнее задание по инструментоведению на 25.05.2016г.
Зачет по инструментоведению
  1. Теоретические вопросы
   2.Практические задания
прочитать:


  1. лекции-темы 2,3
Иметь при себе:    
 партитуры для анализа(даются на зачете)
 контрольные задания(даются на зачете)

Раздел 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов
Тема 1. История создания и развития оркестра русских народных инструментов
Образование в IХ веке Киевской Руси. Киев становится экономическим и культурным центром всех восточно-славянских земель. Период становления русского музыкального искусства. Песни календарного цикла. Инструментарий древних славян.
Скоморошество в Киевской Руси как явление массовое. Распространение ансамблевой игры. Гонения скоморохов представителями церкви, разгром скоморошества.
Музыкальный инструментарий киевских скоморохов. Образцы старинных гуслей (археологические раскопки в Новгороде в 1951–1962 годах). Старинный гудок. Духовые инструменты Киевской Руси — свистковая флейта, свирель, кугиклы, деревянные трубы, пастушеский рог.
Искусство новгородских скоморохов. ХIV–ХV век — первые упоминания о домре, ставшей в ХV веке таким же популярным инструментом у скоморохов, как и гусли с гудком. Большой популярностью пользовались шлемовидные гусли. Развитие искусства колокольного звона в Новгороде.
ХVI век — вершина развития искусства скоморохов. Деятельность Государевой потешной палаты и ее значение. Инструментарий Государевой потешной палаты. XVII век — гонения на скоморошество, гибель Государевой потешной палаты. Скоморошество как явление огромной общественной значимости.
ХVIII век — широкое распространение в городском быту получили прямоугольные гусли, жалейка. Роговые оркестры в России. Распространение в ХVIII веке прямоугольных гуслей, гудка, волынки и балалайки. Звучание их в ансамблевом сочетании.
ХIХ век — выход в свет сборника народных скоморошьих напевов Кирши Данилова. Появление в 30-х годах прошлого столетия в России гармоники и развитие городского фольклора. Развитие производства гармоник.
Хор владимирских рожечников Николая Кондратьева.
Деятельность В.В. Андреева по созданию ансамбля балалаечников, а затем и оркестра русских народных инструментов, названного впоследствии «Великорусским». Сподвижники В.В. Андреева — мастер Г. Налимов, композитор Н. Фомин, Ф. Ниман и другие. Заслуги Андреева перед нашей родиной. Творческие традиции Андреева. В 1919 году начал свою работу Первый московский великорусский оркестр, который в 1936 году становится Государственным оркестром народных инструментов СССР. Руководили коллективом в свое время Петр Алексеев, Николай Голованов, Николай Осипов, чье имя было присвоено коллективу в 1946 году. В 1979 году коллектив возглавил Николай Калинин. Расширение репертуара оркестра — звучат произведения Николая Будашкина, Павла Куликова, Александра Холминова, Павла Барчунова, Юрия Шишакова и других композиторов.
Инструментарий оркестра имени Н. Осипова.
Репертуар оркестров русских народных инструментов — классический, народный, оригинальный. Ведущие оркестры русских народных инструментов в нашей стране.
Муниципальный оркестр русских народных инструментов города Тюмени.
Тема 2. Партитура оркестра русских народных инструментов
Определение понятия «партитура». Разновидности партитур. Состав Российского государственного академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Осипова, его характерные особенности. Состав государственного академического оркестра русских народных инструментов имени В.В. Андреева.
Литература:
1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
2. Мальтер, В. Таблицы по инструментоведению / В. Мальтер. — М., 1972.
3. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. — М. : Сов. композитор, 1974.
4. Благодатов, Г. Русская гармоника / Г. Благодатов. — М. ; Л., 1960.
5. Блок, В. Оркестр русских народных инструментов / В. Блок. — М. : Музыка, 1986.
6.Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
7. Вольфович, В. Русские национальные музыкальные инструменты : устные и письменные традиции / В. Вольфович. — Челябинск, 1995.
7. Имханицкий, М. У истоков народной музыки / М. Имханицкий. — М. : Музыка, 1987.
8. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. — М. : Советский композитор, 1983.
9. Пересада, А. Оркестры русских народных инструментов / А. Пересада. — М. : Сов. Композитор, 1983.
10.
Прочитать:
1. лекции -тема 3 История развития оркестра народных инструментов
3.народный оркестр шишакова
4.Тест по теме №3


Тема 3. Тема 3. Группа домр
Исторические сведения о домре. Распространение получила в основном у скоморохов. Точка зрения А. Фаминцина, Н. Привалова о происхождении и развитии домры. Первое упоминание о домре относится к ХVI веку в поучениях митрополита Даниила. Документы Государевой потешной палаты. Бесспорным остается факт существования домры в ХVI–ХVII веках как струнного инструмента, факт существования трех разновидностей домр и факт распространения домры в среде скоморохов. Высокий уровень исполнительства на домре. Сольное и ансамблевое исполнительство на домре.
Две группы домр: трехструнные и четырехструнные. Строй, диапазон, приемы игры на домре.
Выдающиеся исполнители на трехструнной и четырехструнной домре.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Вольфович, В. Русские национальные музыкальные инструменты : устные и письменные традиции / В. Вольфович. — Челябинск, 1995.
3. Имханицкий, М. У истоков народной музыки / М. Имханицкий. — М. : Музыка, 1987.
Тема 4. Группа балалаек. Гусли.
Историческая справка о балалайке. Возникновение балалайки во второй половине ХVIII века. Раннее упоминание о балалайке встречается в одном из стрелецких приказов 1688 года. Сведения о балалайке имеются в Реестре Петра I, изданном в 1714 году. Лубочные картинки с изображением балалайки «Мыши кота погребают». Одно из первых описаний балалайки сделано в 1770 году Якобом Штелиным, а затем С. Тучковым. Характеристика старинной балалайки.
Появление третьей струны у балалайки (для усиления аккомпанирующего голоса) и развитие музыкально-исполнительской сферы. В середине 80-х годов петербургский мастер Ф. Пасербский, по указанию В. Андреева сконструировал балалайку с хроматическим звукорядом, а затем создал семейство разновидностей балалаек.
Характеристика современного вида инструмента: строй, диапазон, приемы игры, технические и художественные возможности.
Гусли — разновидности. Звончатые, щипковые, клавишные. Характеристика современного вида инструмента: строй, диапазон, приемы игры, технические и художественные возможности. Особенности записи арпеджио.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
3. Речменский, Н. Массовые музыкальные народные инструменты / Н. Речменский. — М., 1963.
4. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. — М. : Сов. композитор, 1974.
5. Шишаков, Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. — М., 1965.
Прочитать:
1. лекции -тема 4 Инструменты основных групп оркестра (домры, балалайки)
3.народный оркестр шишакова
3.Контрольные задания см. по Ю.Шишакову:домры, балалайки, гусли.


Тема 5. Группа баянов и гармоник
Баян — сольный и оркестровый инструмент, прошедший определенную стадию развития и творческих экспериментов. Новые модели и схемы значительно расширили технические и художественные возможности инструмента.
Первые образцы ручных и губных гармоник появились в 30-е годы прошлого столетия в России.
Деятельность Николая Ивановича Белобородова, музыканта — патриота, дирижера и руководителя первого в России оркестра гармонистов.
Виды оркестров баянистов.
Количественный и качественный составы оркестров баянистов.
Понятия «Оркестр баянов» и «Оркестр гармоник». Разновидности гармоник.
Литература:
1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. — М.,1963.
2. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. — М. : Советский композитор, 1983.
Тема 6. Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов
Характеристика группы ударных инструментов русского народного оркестра. Две основные группы ударных инструментов. Технические и художественные особенности ударных инструментов русского народного оркестра.
Литература:
1. Вертков, К. Русские народные инструменты / К. Вертков. — Л., 1975.
2. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. — М., 1962.
Тема 7. Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов
Роль эпизодических инструментов в партитурах русского народного оркестра.
Прочитать:
1. лекции -тема 5 Инструменты основных групп оркестра (баяны, гармоники, ударные инструменты народного оркестра)
3.народный оркестр шишакова (до 15 параграфа)
4.Контрольные задания см. по Ю.Шишакову: баяны, ударные.


Раздел 3. Закономерности инструментовки и переложения.
1.1. Оркестровая фактура.Вертикальный, горизонтальный анализ партитуры.
Анализ клавира.
Прочитать:



Раздел 3. Закономерности инструментовки и переложения.
Фразировка в клавире и партитуре. Сокращение нотного письма.
«Расшифровка» левой клавиатуры баяна.
Инструментовка произведений предполагает определенный порядок в работе.
Приемы оркестровки. Правила записи голосов оркестра.
Инструментовка для группы домр.
Инструментовка для группы балалаек.

Прочитать:

3.народный оркестр шишакова


Зачет по инструментоведению
  1. Теоретические вопросы
   2.Практические задания
прочитать:


  1. лекции-темы 2,3
Иметь при себе:    
 партитуры для анализа(даются на зачете)
 контрольные задания(даются на зачете)

Медиатека сервисов

Медиатека    сервисов      Для того, чтобы молодежь хотела учиться и делала это с удовольствием, педагогу нужно помнить, что именно о...