«Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с
оттенком поверхностной грусти в миноре»
Н.А. Римский-Корсаков
flauto (итал.), flute (франц., англ.), Flote (нем.)

Джиованни Джироламо Савольдо
"Юноша с флейтой" (1525 год)
Флейта - один из самых древних по происхождению музыкальных
инструментов. Диапазон ее -- от до первой и до до четвертой октавы.

Нижний регистр глуховатый,
мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и
певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные,
свистящие.

Современная
флейта представляет собой цилиндрическую трубку длиной 70 см, диаметром
1,5 - 2 см. Вдоль стенки 16 отверстий, снабженных
клапанно-рычажковым механизмом. Состоит из трех частей: головки с амбушюрным отверстием для вдувания воздуха, среднего колена с голосовыми отверстиями, снабженными клапанно-рычажковым механизмом, управляемым пальцами левой руки и нижнего
колена с 2-3 отверстиями, снабженными клапанно-рычажковым механизмом, управляемым пальцами правой руки.
На флейте звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань амбушюрного отверстия, вместо использования язычка, как у остальных деревянных
духовых инструментов. к От регулировки струи и
правильного положения губ музыканта по отношению к амбушюрному отверстию инструмента зависит чистота и
качество звука. Владение регулировкой струи требует от флейтиста сильного развития амбушюра.
Исключительное значение для
атаки звука и владения штрихами имеет язык играющего. Различают два вида
удара: простой и двойной удар, производимый двойным
движением языка.
По степени подвижности флейта превосходит скрипку и фортепиано.
Мелизматические фигуры, гаммы, арпеджио и пассажи, исполняемые в
быстрейших темпах, звучат на флейте легко, воздушно, с бисерной четкостью.

Доступны и нетрудны скачки на широкие интервалы в пределах двух и более октав:

Возможно и исполнение кантилен. Однако, свободно льющиеся мелодии лишены экспрессивности и страстности, как на гобое или скрипке:

К специфическим эффектам игры относятся tremolo и frullato.
.Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Археологи
находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции.
Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой
деревянной трубкой с отверстиями. Практически у всех народов земного
шара были инструменты типа флейты. Древнегреческая Сири́нга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Многоствольная флейта Пана
состоит из нескольких трубок различной длины. Изобретение этой флейты приписывалось божеству лесов и полей Пану. Ди — старинная китайская
поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. Ствол
ди изготавливается из бамбука. тростника, других пород дерева и даже из
камня, чаще нефрита. Ирландская поперечная флейта. Тростниковая продольная флейта Андского региона Латинской Америки - ке́на.




На территории России бытовали различного вида свирели, пыжатки
(деревянные трубочки диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один
конец которой вставлена деревянная пробка «пыж» с косым срезом,
направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного
отверстия («свистушки»). Окари́на
— древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта.
Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для
пальцев в
количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут
иметь больше отверстий.
В Европе в XV—XVII веках были широко распространены флейты продольные и поперечные

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер.
Они добавили к шести
пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического
звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими
возможностями, поперечная флейта к концу XVIII
века вытеснила продольную флейту и заняла прочное место в
симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.
Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже
относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества:
1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения;
2) снабдил
инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев
закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так
называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся
оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы
Бёма и старофранцузской);
3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г.
обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах;
4) перешёл на
использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с
деревянным инструментом усилило блеск звучания. Ранее
использовались деревянные флейты, а также из стекла и слоновой
кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами
Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию
способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как
сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к
золоту и платине в наиболее дорогостоящих
профессиональных моделях. Но наибольшая заслуга Бёма заключается в
том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте
хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.
В современных оркестрах используют обычную большую флейту (ее тембр разнообразен, но
несколько холодноват), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую
флейту в строе Соль (ее тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).
Фле́йта-пи́кколо
(итал. flauto piccolo, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) —
деревянный
духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты,
самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в
форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта
вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких
звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5. Ноты
для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Альтовая флейта (итал. flauto
contralto) по строению
и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и
широкой трубкой и несколько иным строением системы
клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.
Применяется чаще всего in G, реже in F - звучит на чистую кварту или квинту ниже
написанных нот. Диапазон ― от соль малой октавы до ре третьей октавы.
Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у
большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее
меццо-форте. Средний регистр ― гибкий в нюансировке, полнозвучный;
верхний ― резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые
высокие звуки трудно извлечь на пиано.
Альтовая флейта
применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких
звуков особого тембра, но во второй половине XX века
также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент.

Домашнее задание:
1. Сыграйте партии флейт. Вспомните, в каких произведениях звучит эта музыка?



2. Сыграйте партию альтовой флейты

3. Сыграйте на фортепиано партии 3х флейт

Комментариев нет:
Отправить комментарий