Правила записи голосов оркестра. Запись голосов оркестра производится по определенным правилам. Соблюдение их необходимо, чтобы уяснить роль каждого инструмента. Заключаются они в следующем.
Все голоса оркестра распределяются по группам, внутри групп — по высоте звучания. Такая форма записи голосов оркестра носит название партитуры.
В партитуре для оркестра русских народных инструментов верхние строчки занимает домровая группа, под ней располагаются духовые инструменты и баяны, за которыми следуют ударные инструменты, внизу размещаются инструменты балалаечной группы.
Если в оркестре имеются гусли, их помещают над балалайками. Солирующие инструменты, партию певца-солиста или хор обозначают также над балалаечной группой. В домровой группе инструменты размещаются в следующем порядке (считая сверху вниз): пикколо, малые, альтовые, басовые; в духовой — флейта, гобой, под ними — баяны (первый баян — выше второго). В группе ударных инструментов — сверху литавры, под ними — треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики и ксилофон. В балалаечной группе за примой следует секунда, альт, бас и контрабас. В начале партитуры и каждой новой страницы все нотоносцы соединяются одной тонкой чертой, а каждая группа в отдельности — еще утолщенной прямой чертой с «усиками» по краям. Нотоносцы для партий баянов и гуслей соединяются витой (фигурной) скобкой. Нотоносцы каждой группы в отдельности соединяются еще сквозными тактовыми чертами на протяжении всей пьесы. Большая часть голосов оркестра разделяется на две или три партии в зависимости от количественного состава исполнителей на данном инструменте. Как правило, постоянно делятся следующие инструменты: домры малые, альтовые и басовые; балалайки примы, баяны.
Если инструменты разделяются на партии на всем протяжении пьесы, то в начале партитуры перед нотоносцем, на котором обозначается партия данного инструмента, выставляются римские цифры: I, II (одна под другой). Если же разделение происходит внутри пьесы кратковременно, то под нотоносцем данной партии пишется слово «дивизи», то есть разделение, а при возврате к одноголосному изложению — нон дивизи или унисон (эти термины обозначаются на иностранном языке и чаще всего в сокращенном виде — поп div., unis.).
При делении голосов на партии нотные штили первой партии направлены вверх, а второй — книзу (если даже вторая партия обозначена выше первой). Темпы обозначаются только над основными группами оркестра — домровой и балалаечной; громкость, словесные обозначения способов извлечения звука, характера музыки — внизу, у каждой партии отдельно.
Для того чтобы в процессе разучивания пьесы было удобно повторять отдельные части или короткие отрезки ее, в партитуре и в оркестровых голосах в определенных местах (чаще всего в начале каждой новой части) выставляются цифры, заключенные в квадрат: 1, 2, 3, которые обозначаются в партитуре над основными группами оркестра.
Паузы продолжительностью в несколько тактов обозначаются в партиях чертой в виде целой паузы и цифрой, соответствующей количеству тактов, во время которых данная партия не принимает участия в игре. Проверка переложения. 2 После завершения работы по инструментовке необходимо произвести проверку партитурной записи. Ее надо начинать с подсчета общего количества тактов в клавире и партитуре. Затем следует внимательно просмотреть партии каждого голоса в отдельности от начала до конца, обращая внимание на правильность записи ключей, знаков альтерации, длительностей нот и пауз, смену тактовых размеров, проверить точность обозначения штрихов, фразировки, динамических оттенков. После этого необходимо вторично просмотреть каждую партию в отдельности, обращая внимание на логичность и последовательность движения голосов, удобство исполнения данной партии на инструменте. Закончив проверку голосов по горизонтали, надо проверить их вертикальное соотношение, то есть правильность построения аккордов, наличие в них случайных знаков альтерации, ритмического единства (если оно должно быть). Крайне необходимо проверить гармонию за фортепиано: достаточно ли компактно и красиво звучат аккорды.
Инструментовка для группы домр. Количество инструментов и партий в группе домр. Чтобы получить наилучшую звучность в группе домр, соблюдается приблизительно следующая пропорция: малые : альтовые : басовые = 4 : 3 : 2. Такой пропорции придерживаются, учитывая различную силу звука у малых, альтовых и басовых домр: более крупные инструменты обладают более мощным и сильным звуком, и их количество в оркестре всегда пропорционально уменьшается. Малые и альтовые домры в оркестре подразделяются на первые и вторые. Кроме того, в ряде случаев применяется divisi малых первых и альтовых первых домр на две партии. Басовые домры во многих случаях также подразделяются на первые и вторые; однако целесообразнее не выписывать их на отдельных нотных станах, а применять divisi по мере надобности, так как басовые домры довольно часто исполняют одну общую партию. Обозначение div. в случае расхождения одного голоса на два, так же как и обозначение unis., в случае совмещения предыдущего двухголосия в один голос обязательно, так как в противном случае оркестровые музыканты могут понять запись неправильно и в div. сыграть либо только верхний, либо только нижний звук, или попытаться играть двойными нотами. В тех случаях, когда применяется сокращенная акколада и первые и вторые инструменты записываются на одной строке, обозначения div. и unis. становятся еще более необходимыми. Разделение инструментов и их совместная игра могут быть обозначены без словесных обозначений div. и unis., а при помощи штилей и пауз: первые инструменты записываются штилями вверх, вторые — штилями вниз. В случаях исполнения какой-либо мелодии первыми и вторыми домрами в unis. к каждой ноте необходимо 2 писать два штиля — вниз и вверх; в случае исполнения мелодии только первыми инструментами все штили пишутся вверх, а на месте вторых ставятся паузы. Распределение многоголосия в группе домр.
Удвоение в унисон и в октаву.
Существует два основных способа инструментовки, применяемые при появлении новых голосов: 1) раздвоение голосов при помощи divisi, 2) постепенное подключение новых инструментов.
При инструментовке допустимы удвоения какого-либо голоса (или нескольких голосов) в унисон и в октаву.
Для группы домр допустимы следующие октавные удвоения:
1) удвоение верхнего мелодического голоса октавой выше за счет домры-пикколо, за счет divizi домры-малой 1 -ой и 2-ой, за счет ведения домры малой и домры альтовой в октаву.
2) «2-х этажное изложение» - удвоение двух верхних голосов октавой выше (альты 1-е и 2-е дублируются октавой выше домры малой 1-ой и 2-ой).
3) удвоение 3-х верхних голосов октавой выше, применяемое в 4-х голосном изложении (здесь домры малые 1-е и домры альты 1-е играют в divizi).
Бас в группе домр в октаву удваивается редко. При проведении мелодии в басу, домра-альт иногда дублирует ее октавой выше.
Более редкие приемы использования группы домр.
Основной прием игры на домрах — tremolo. Из других приемов, существенно меняющих характер звучания группы, чаще используются: staccato, pizzicato и реже — игра двойными нотами и аккордами, флажолеты, игра у подставки и др. Так как в staccato и pizzicato звук довольно быстро затухает, то применяют эти приемы в основном в более или менее быстром движении или в аккордовом сопровождении: Необходимо также учитывать, что pizzicato слабее staccato, поэтому применять его целесообразнее ври pp. Игра аккордами и двойными нотами применяется обычно при sforzando, при повторяющихся созвучиях и при общей аккордовой фактуре произведения.
При распределении аккорда между домрами целесообразно придерживаться следующих правил: а) стараться по возможности использовать открытые струны для облегчения исполнения аккордов и двойных нот; б) сосредоточивать максимум инструментов в наиболее выгодном по звучанию диапазоне (средний и низкий регистры); в) соблюдать по возможности правильное голосоведение при сочетаниях аккордов (обязательно: правильное разрешение септимы); г) при удвоениях отдавать предпочтение в первую очередь I и V ступеням; д) не удваивать терцового тона и септимы аккорда ниже ми малой октавы (если это не предусмотрено автором).
Группа домр в оркестре. Изложение музыкального материала в группе домр.
Если проанализировать использование группы домр в оркестре (группа домр solo или оркестровое tutti с ведущим материалом в группе домр), то можно выявить два наиболее часто встречающихся типа изложения музыкального материала: 1) каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию, 2) часть голосов дублируется (обыкновенно малые домры дублируются альтовыми домрами октавой ниже).
Для того чтобы научиться инструментовать для группы домр подобным образом, необходимо свободно пользоваться различными приемами гармонии: а) перемещением гармонических голосов: б) применением вспомогательных и проходящих звуков: в) ритмическим дроблением и объединением: Разумеется, что все эти приемы применяются на практике во взаимодействии и в различных комбинациях.
Инструментовка для группы балалаек. Количество инструментов и партий в группе балалаек.
В оркестровой группе балалаек соблюдаются обычно следующие пропорции между количеством инструментов в каждой партии: примы : секунды : альты : басы : к-басы = 6 : 2 : 2 : 1 : 3. Небольшое количество басовых балалаек объясняется тем, что они используются, как правило, в качестве октавного удвоения партии контрабасов или в унисон с басовыми домрами. Большее число контрабасов объясняется тем, что они создают фундамент всего оркестрового звучания. В балалаечной группе нередко применяется divisi балалаек прим. Divisi секунд и альтов применяется значительно реже, а divisi контрабасов и басов используют лишь в исключительных случаях. При записи группы балалаек в партитуре применяется одна общая акколада за исключением случаев выделения дополнительной прямой скобкой балалаек прим divisi, если они записаны на двух различных строчках. Двухголосие у балалаек прим. При игре на балалайке приме обычно используются одновременно все три струны инструмента, причем в подавляющем большинстве случаев ее оркестровая партия имеет двухголосное изложение.
Для создания двухголосной партии балалайки примы в инструментовке существует несколько приемов:
а) если позволяет диапазон, то снизу, дополнительно к мелодии, дописывается второй голос на основе гармонии
б) чтобы использовать низкий и самый звучный регистр балалайки примы в двухголосном изложении ее партии, возможен переход мелодического голоса из верхнего голоса в нижний и наоборот. Такой прием возможен, однако, лишь при условии дублирования мелодии октавой выше у других инструментов.
в) если использование балалайки примы в мелодии невозможно, то на основе гармонических звуков для нее создается самостоятельная оркестровая двухголосная партия.
При написании двухголосия для балалаек прим необходимо учитывать следующее: если в низком и среднем регистрах можно пользоваться любыми удобными интервалами, то в высоком регистре надо предпочитать широкие интервалы (высокий регистр балалайки звучит недостаточно полно, и использование более низкого, второго голоса выравнивает общее звучание интервала).
Нижний голос по возможности должен быть менее подвижным, чем верхний. Это связано, с одной стороны, с техническими неудобствами исполнения скачков и быстрых пассажей большим пальцем, а с другой стороны — необходимостью сохранения большей индивидуальности в мелодической линии. Специфика изложения аккордов в аккомпанирующей группе балалаек, альтов и секунд.
Балалайки секунды и альты используются, в основном, в совместном звучании в качестве аккомпанирующих инструментов и преимущественно в низком регистре.
Самым типичным приемом для них являются исполнение аккордов большим пальцем или медиатором staccato, (иногда протяженные аккорды тремолируются).
Если взять за основу 2-х голосное сочетание (интервалы) у альтов и секунд как основной прием игры, то возможно получить 3-х и 4-х голосные аккомпанирующие аккорды.
1) В 3-х голосном аккорде одна из нот удваивается (лучше, если удваивается верхняя нота аккорда);
2) В 4-х голосном аккорде лучше использовать широкие интервалы (ч 5, м 6), которые, скрещиваясь и накладываясь один на другой, образуют слитно звучащий аккорд в тесном расположении, (также необходимо записывать divizi балалаек-прим 1-й и 2-й). При наличии аккордики для балалаек-секунд и альтов не следует выходить за пределы 8-9 лада (чтобы не ухудшалось звучание).
Удвоение гармонических звуков в группе балалаек. При инструментовке в группе балалаек целесообразнее исходить прежде всего из удобства исполнения на балалайках двойных нот и аккордов. Но для того, чтобы избежать параллелизмов, как показывает практика, лучше всего удваивать приму или квинту аккорда, затем терцию. Септиму в D7 удваивать не следует. Иными словами, желательнее удвоение менее напряженных звуков гармонии.
Параллелизмы и другие нарушения правил должны быть безусловно запрещены:
а) в исследованиях аккомпанирующих аккордов и их сочетаниях с басом; б) между балалайкой примой и басами.
Между одним из голосов партии балалайки примы и аккомпанирующими аккордами допустимы и нередко встречаются на практике октавные и унисонные параллелизмы.
Исходя из вышеизложенного, инструментовку для группы балалаек целесообразно делать в два этапа:
1) выписать басы и изложить двухголосно партию балалайки-примы, следя за правильностью голосоведения между ними.
2) Вписать аккомпанирующие аккорды балалаек-секунд и альтов, следя за голосоведением между ними и басом. При написании аккомпанирующих аккордов надо остерегаться использовать максимальное количество открытых струн.
Инструментовка для различных составов оркестров народных инструментов.
Струнный оркестр. Состоит из групп домр и балалаек.
Количество тембров невелико, основной контраст: группа домр - группа балалаек. Инструментами, ведущими мелодическую линию, могут быть: малые домры, альтовые домры, басовые домры, малые + альтовые домры, балалайки примы, балалайки примы +. малые домры и т. д. Мелодия может быть исполнена различными штрихами и различными приемами. По необходимости, меняется и оркестровая фактура. Важен выбор тональности, от которой зависит яркость и колорит звучания. Конечно, не все пьесы одинаково хорошо могут прозвучать в струнном составе оркестра народных инструментов. Лучше выбирать пьесы небольшие, позволяющие, тем не менее, показать достаточное количество оркестровых красок.
Струнный оркестр с баянами, гуслями и ударными. Этот состав получил наибольшее распространение. Динамическая шкала баяна очень велика. Баян, играющий мелодический голос, в среднем и нижнем регистре равняется по силе звука альтовым домрам. В высоком регистре уступает на f домре - пикколо. Два баяна аккордами в среднем регистре способны противостоять звучанию всего оркестра (по 40 человек).
Баяны создают новую тембровую окраску и дают ещё ряд преимуществ: а) у них шире охват мелодической линии, чем у любого струнного инструмента; б) использование баяна одноголосно, в октаву, 2-х баянов в октаву и аккордами создают разнообразную окраску в звучании самих баянов; в) баян хорошо сочетается с домрой - альт и домрой - бас на legato или с домрой малой и домрой - пикколо на staccato, это создает в первом случае более густой тембр, а во втором - более мягкий; г) контраст баяна со струнными гораздо ярче, чем контраст домр и балалаек. Баян исполняет и мелодию, и контрапункт, гармоническую фигурацию и гармоническую педаль (чаще аккордами, без смешения с другими 2 тембрами). Гусли смягчают и украшают оркестровую звучность. Как новый тембр в оркестре звучит solo гуслей. Есть две основные тенденции к использованию гуслей в оркестре: а) дубль аккордики балалаечной группы или подчеркивание смены гармоний; б) использование их эпизодически, главным образом соло, в качестве новой тембровой окраски. Ударные выполняют три функции: 1. подчеркивают динамические кульминации (литавры, тарелки, малый барабан); 2. подчеркивает ритм (малый барабан, бубен, треугольник); 3. придают новый колорит, окраску (литавры, колокольчики, и т.д.).
Введение в оркестр дополнительных инструментов.
Дополнительные инструменты вводятся в оркестр в целях:
1. Обогащения оркестрового звучания новой тембровой краской;
2. Увеличения в какую-либо сторону диапазона уже имеющихся инструментов. Так как обычные струнные охватывают очень широкий диапазон, от ми контроктавы до ми четвертой октавы, то нет никакой необходимости вводить новые разновидности струнных.
Учитывая, что в верхнем регистре баян звучит весьма слабо, для усиления партии первого баяна вводится часто дублирующий баян.
Из духовых инструментов в оркестр часто вводятся флейта и гобой. Инструментовка аккомпанемента солисту.
Основная цель - добиться выпуклого и рельефного звучания солиста, не заглушаемого оркестром.
Для этого существуют различные средства:
1. Тембровое выделение солиста;
2. Выделение его нюансом;
3. Игра аккомпанирующих инструментов контрастными, по сравнению с солистом, приемами;
4. Освобождение диапазона звучания солиста от аккомпанемента;
5. Дублирование партии солиста в оркестре.
При инструментовке аккомпанемента очень важно представлять себе силу звука солирующего инструмента или вокалиста.
Дублирование осуществляется несколькими способами: 1. дублировка солиста в унисон; 2. дублировкой дублировка частичная, эскизная; дублировка солиста парными инструментами в терцию, сексту, октаву, аккордами вокальной партии нельзя злоупотреблять. Используют её в основном в f.
Й.Гайдн. Симфония№84; П.Чайковский. Ромео и Джульетта
Й.Бах. Бранденбургские концерты. Концерт F№1вст.
Комментариев нет:
Отправить комментарий